on 10 Январь 2016.

Шестая серия водяных фантазий в учебнике по химии и плачевные итоги предыдущих пяти серий.
Михаил Архипов, к.ф.-м.н., физический факультет
Санкт-Петербургский государственный университет

Цель данной заметки — еще раз обратить внимание на пути проникновения лженауки в учебные заведения через учебники, которые, как это не покажется удивительным, рекомендованы российским министерством образования. Вновь приходится говорить об учебнике «Химия. Основы химии живого» д. х. н. В. И. Слесарева, о котором упоминалось в статье «Вода водопроводная и аквакоммуникационная» в 12 бюллетеня «В защиту науки», выпускаемого Комиссией РАН по борьбе с лженаукой.

Мы не касаемся основного содержания учебника, являющегося обычным компилятивным изданием базового вузовского курса. Такие издания выходят с определенной периодичностью и содержат обновления, как самого материала, так и педагогических приемов его подачи. Конечно, нельзя не отметить, что название, обещающее познакомить с секретами химии живого, не совсем точно отражает содержание учебника химии, которое ориентировано на будущих врачей. Поэтому название лишь рекламный ход, который использовал автор и не вызвал возражения у рецензентов.

Вернемся к первым сериям водных фантазий, содержащимся в пяти изданиях учебника. Напомним, что основные претензии были к шестой главе учебника, где говорится, что вода может изменять свои физико-химические свойства после обработки ее экстрасенсами и действия гомеопатических препаратов, и это происходит потому, что вода может переходить в различные структурно-информационные состояния. В природе якобы существует жидкая структурированная и деструктурированная вода, живая вода, рыхлая вода, свободная вода, и что жидкая вода имеет ажурную структуру. И это не пересказ содержания очередной околонаучной телевизионной передачи. Материал содержится в учебнике, который рекомендован Министерством образования и науки РФ, является победителем конкурса учебников и рецензировался профессорами московских университетов (см. рис.1рис.2рис.3 и рис.4).

В 2015 году вышло шестое издание учебника. О нем автор сообщает на своем сайте по адресу www.slesarev.su . Сразу бросается в глаза то, как себя позиционирует хозяин сайта: «Видный специалист в области изучения структурно-информационных свойств воды и явления аквакоммуникации. В 2001 году открыл явление аквакоммуникации — способность воды воспринимать, сохранять, передавать и терять уровень организованности материального объекта, с которым она взаимодействует». Обратим также внимание на то, что сайт создан при поддержке WEB-Академии Методологии и Естествознания, которая, судя по ее сайту http://www.wame.su, является весьма специфической организацией, выпускающей «спин-полевые корректоры», «нормализаторы пространства». Или вот «мультифрактальные камертоны», позволяющие эффективно переносить/«записывать» полезные свойства объектов-доноров живой природы (лекарственные травы, продукты пчеловодства, минералы и многое другое) на активированную воду и водные среды в акустическом, инфракрасном, оптическом и других диапазонах электромагнитных волн. Поставим здесь знак вопроса, и не будем пока комментировать деятельность этой академии и ее дружеские связи с В. И. Слесаревым.

Вернемся к шестому изданию. Хозяин сайта и автор учебника выложил для знакомства читателей со своим произведением полностью переделанную часть (http://slesarev.su/blog/Rubrika3/Glava6RASTVORYIIKHKOLLIGATIVNYESVOYSTVA/шестой главы, посвященной воде. С удовлетворением отметим, что из издания исчезло мнение автора о том, что после обработки воды экстрасенсами вода действительно изменяет свои физико-химические свойства. Исчезновение данного одиозного пассажа автор не сопровождает никакими комментариями. Неужели такое существенное свойство воды перестало существовать? Посмотрим, что нового содержит текст. Честно говоря, просто теряешься в многочисленных определениях вродеследующего:

«ВОДА в конденсированных состояниях — открытая, гомогенная, полярная, термодинамически неравновесная, кооперативная, самоорганизующаяся, СУПРАМОЛЕКУЛЯРНАЯ АКВАСИСТЕМА, целостность которой обеспечена единой, тетраэдрической, полиморфной, динамичной сеткой водородных связей между молекулами H2O».

Или:

«Истинные водные растворы – гомогенные супрамолекулярные аквасистемы переменного состава с единой, ажурной и динамичной сеткой водородных связей, в акваполостях которой содержатся молекулы и ионы растворенных веществ, находящихся в постоянном интенсивном движении».

Как и приведенные фрагменты,  текст пестрит псевдонаучными фрагментами, содержащими набор терминов, создающих впечатление научности. Автор упоминает «золотое сечение, лежащее в основе гармонии живого с позиций биоритмов и биоизлучений». Текст подобен словесному фонтану из терминов. Желающие могут потратить свое время на чтение и осмысление не простого учебного материала. 

         В конце В.И. Слесарев пишет так: «В заключение раздела хочется расширить кругозор читателя. ВОДА – это не только вещество, но и среда, которой характерны волновые свойства. Поэтому в XXI веке, по мнению автора, ВОДУ и все ЖИВОЕ следует рассматривать как природные, универсальные АКВАРАДИОСИСТЕМЫ. В этом и заключаются сложности и загадочность водных систем вообще, а в живых организмах – в особенности. Но об этом – в следующем издании учебника».

         Все это оставляет гнетущее впечатление. Однако может быть мы просто не знакомы с последними достижениями в этой области? Познакомимся со списком публикаций автора на сайте: http://slesarev.su/blog/Rubrika4/spisok_trudov/. Увы, список научных трудов Слесарева Валерия Ивановича не содержит статей, посвященных свойствам воды в рецензируемых научных журналах. Есть лишь ссылки на участие в маргинальных конференциях, где собираются псевдоученые.

         После всего этого хочется задать два вопроса:

Первый вопрос Министерству образования и науки, рекомендовавшему и, как мы видим, до сих пор рекомендующему этот учебник студентам естественнонаучных специальностей.

Уже пятнадцать лет прошло с момента первого появления этой замечательной книги. Ведь уже выросли поколения врачей, выпускников Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, которые, полагаясь на мнение автора учебника, в прошлом завкафедрой химии вуза, считают возможным изменение свойств воды под действием экстрасенсов. Может быть министерство, наконец, определит свое отношение к этому учебнику?

Второй вопрос к профессору МГУ им. Ломоносова Николаю Васильевичу Зыку.

Не хочет ли он выразить свое отношение к существующим версиям учебного пособия и высказать свое мнение о способности экстрасенсов обрабатывать воду, как он оценит новые откровения шестой редакции?

В заключение отметим, что В. И. Слесарев человек весьма экстравагантный и умеющий привлекать к себе внимание. Позиционируя себя в качестве специалиста по «водным радиосистемам», он в начале 2015 года просочился в Московский институт электроники и математики Высшей школы экономики, куда ему предложили выступить в цикле лекций для студентов о последних открытиях и достижениях российских ученых. Первая же лекция В. И. Слесарева спровоцировала своего рода студенческие волнения, которые закончились скандалом федерального размера — ситуация с проникновением лженауки освещалась центральными телеканалами на всю страну. Поучительный репортаж был сделан на канале Россия 24 http://www.vesti.ru/videos/show/vid/632764/#/video/http%3A%2F%2Fplayer.rutv.ru%2Fiframe%2Fvideo%2Fid%2F1164457%2Fstart_zoom%2Ftrue%2FshowZoomBtn%2Ffalse%2Fsid%2Fvesti%2FisPlay%2Ftrue%2F%3Facc_video_id%3D632764Руководство вуза вынуждено было принести свои извинения учащимся. Приятно, что растет новое поколение критически мыслящих людей, способных дать отпор лженауке в стенах своих вузов.

И, наконец, обещанные плачевные итоги. Вот какая плачевная ситуация сложилась в вотчине В.И. Слесарева Северо-Западном медицинском государственном университете (СЗГМУ) им. И.И. Мечникова, где он руководил кафедрой химии более двадцати лет. Она, безусловно, возникла после многолетних усилий В.И. Слесарева по внедрению своих идей в головы медиков еще со студенческих лет. Не удивительно, что псевдонаучные идеи пустили глубокие корни. Так, заведующая кафедрой лечебной физкультуры и спортивной медицины СЗГМУ имени И.И. Мечникова профессор, доктор медицинских наук Елена Гаврилова в интервью заявила: «…в дни Крещения — 17, 18, 19, 20 января изменяется структура всей воды на Земле. Это связано с перераспределением гравимагнитного поля между Солнцем и Землей, а также изменение структуры воды — она становится более плотной, можно сказать — намагниченной, изменяется ее pH, изменяется электропроводность. Это данные исследований, в частности, НИИ экологии Российской академии медицинских наук. И все это происходит во всей воде на Земле, в частности, в водопроводной», — сказала она, демонстрируя последствия разрушительной деятельности В.И. Слесарева.

При этом, по словам Гавриловой, если такую воду еще и освятить по всем правилам, тогда она становится «в два раза полезнее» (http://topdialog.ru/2015/01/16/v-dni-prazdnovaniya-kreshheniya-gospodnya-menyaetsya-struktura-vsej-vody-na-zemle-vrach/ ).

Можно только развести руками и сказать, и что теперь со всем этим делать? Плакать или смеяться? Думаю, что плакать придется родственникам пациентам и их родственникам, которых будут пользовать полезной и «в два раза более полезной» водой.  

 

 

Яндекс.Метрика