Адрес этой статьи в интернете: www.biophys.ru/archive/congress2012/proc-p261-d.htm

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ИМЯ СОБСТВЕННОЕ

 

О.Д.Волчек

Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования,

190020, Россия, Санкт-Петербург, Лифляндская д.4, E-mail: volchekod@mail.ru

 

Неотъемлемой частью среды обитания человека являются звуки. Они делятся на биогенные и абиогенные, природные. Звуковой вид общения, сигнализации используется большинством живых организмов. При этом для всех животных со слуховой системой первостепенное значение имеют звуки биологического происхождения, а среди них звуки, излучаемые самими животными – сигналы связи, звуки ориентировки в пространстве и т.п. Отмечу, что звуки, излучаемые самими животными, могут быть несоизмеримо малы в сравнении со звуками внешней среды.

Особое значение для человека представляют звуки имени собственного, которые он слышит с раннего возраста. Имена можно сравнить с наследственными родовыми типами в генетике, с конституциями и архетипами. Имена – это фокусы социальной энергии [19]. Имя идентифицировано с телесной и духовной индивидуальностью. Как часть самосознания имя определяет ценностные ориентации человека в его притязаниях на признание, в особенностях половой идентификации, в характере построения жизненных перспектив, в системе прав и обязанностей [14].

Наибольшей индивидуальной изменчивостью под влиянием условий среды, воспитания и деятельности обладают мозговые функции коры головного мозга [1]. На звуковую стимуляцию наблюдается слабый отклик в слуховой коре и одновременно заметная реакция в другой области коры головного мозга. Причем эта дополнительная реакция нарастает при снижении интенсивности звука [6].

Клетки разных органов человека чувствительны к звуковым вибрациям сходной частоты, особенно в области частот, к которым наиболее восприимчиво человеческое ухо. Новейшие данные свидетельствуют о кумулятивном эффекте воздействия звуков небольшой интенсивности при длительной или повторяющейся экспозиции [2, 7, 17, 18], о влиянии звуков на процессы эмбриогенеза живых существ [9], чему способствует явление многочастотного параллельного резонансного захвата [11].

В свете изложенного целью моей работы было всестороннее исследование воздействия имени на человека как сложного акустического сигнала и вибрационного раздражителя. Окончательным итогом многолетнего исследования стала монография «Звуки, слова, имена» [3].

Результаты исследований показали следующее. Существует неравномерность соотношения тех или иных имен, принадлежащих замечательным представителям определенных профессий, тем более в сравнении с частотой распространенности этих имен. Имеется взаимосвязь между именем и профессиональной направленностью, успешной реализаций человека в определенной профессии, p0.05÷0.001.

Обнаружено существование многокомпонентного – цветового, эмоционального, характерологического образа имени. Характерологический образ изучался с помощью методики М. Гоклена [7], состоящей из 100 шкал в два этапа. Респондентов, студентов биологов и психологов, просили отмечать в бланках черты характера, присущие по их представлениям носителям 20 мужских или 20 женских имен. В один день респондентам предлагалось заполнить один бланк, состоящий из первых 50 или следующих 50 шкал, на 10 мужских или женских имен. Обработка данных велась путем вычисления показателя для каждой шкалы в %, относительно суммы всех пометок зафиксированных для конкретного имени. Установлены значимые и достоверные отличия характерологического образа исследованных имен по всем шкалам, p≤0.05÷0.001. Рисунок 1 иллюстрирует сказанное для 6 мужских и 5 женских имен по 8 шкалам опросника М.Гоклена.

В психологии известно явление самоподтверждающегося влияния первых впечатлений [16]. Логично предположить, что существование многокомпонентного образа имени сказывается на первых впечатлениях и определяет как первоначальные ожидания в отношении человека, так и его ответные реакции. Следовательно, образ имени помогает интуитивно установить верное поведение с первых минут знакомства с человеком.

Комплексное исследование на представительных выборках лиц с одинаковыми именами обнаружило существование глубинных отличий между носителями разных имен. Для каждого имени имеется уникальная совокупность следующих показателей индивидуальности: функциональная асимметрия мозга, суточный хронотип, адаптивность к ритму сон-бодрствование, маскулинность-фемининность, особенности мышления, свойства темперамента, черты характера, самооценка, мотивация и др. Эти отличия значимы и достоверны, p≤0.05÷0.001[5].

Большой интерес представляют результаты исследования функциональной асимметрии мозга латерального профиля. Особенности функциональной асимметрии мозга – ФАМ – являются базой человеческой уникальности. Они во многом определяют восприятие и переживание времени, успешность обучения человека, его профессиональные и личностные качества, тенденции продолжительности жизни в ту или иную сторону от средней нормы. Они отражаются на уровне тревоги, стрессоустойчивости, предрасположенности к психическим и соматическим заболеваниям. От свойств ФАМ зависит способность индивида и популяции адаптироваться к конкретным условиям природной и социальной среды обитания.

Установлена сопряженность динамики показателей ФАМ с рядом индексов природной среды обитания раннего эмбриогенеза и онтогенеза [3].

 

Рис.1.Примеры сокращенного характерологического образа 6 мужских и 5 женских русских имен по методике М.Гоклена, численность респондентов составила 180÷ 220 человек.

 

Исследование ФАМ проводилось с помощью сенсомоторных проб А.Р.Лурия: ведущий большой палец руки в пробе «замок», ведущий глаз, ведущая рука при перекрестье рук (поза «Наполеон»), ведущая ладонь при аплодировании, ведущее ухо. На основе полученных сведений вычислялось относительное различие численности «правых» и «левых» для данной группы носителей конкретного имени по каждой пробе, %: палец (П-Л)п, глаз (П-Л)г, pука (П-Л)р, ладонь (П-Л)л; ухо – (П-Л)у, суммарный показатель по всем пробам – ∑(П-Л).

Получены данные для 2140 женщин и 1136 мужчин 1920-1991 г.р., носителей нескольких десятков имен. Обнаружены значимые и достоверные отличия по критерию Фишера исследованных показателей в зависимости от имени, p≤0.05÷0.001. Носителям конкретного имени отвечает определенное сочетание усредненных показателей латерального профиля. Наиболее ярко это проявляется при сравнении показателей ФАМ носителей частых и редких имен. Выявлены гендерные различия ФАМ и определенные отличия для носителей одних и тех же имен, принадлежащих к разным поколениям. На рис.1, 2 представлены примеры латерального профиля носителей ряда мужских и женских имен 1971-1990 г.р.

Необходимо отметить, что носители одинаковых имен, принадлежащие к разным поколениям, по отдельным признакам исследованных психофизиологических особенностей, включая показатели ФАМ, могут отличаться из-за действия на развитие индивидуальности условий социальной и природной среды обитания. Сравнительный анализ данных ФАМ носителей одних и тех же имен 1920-1970 г.р. «старшего» поколения и 1971-1991 г.р. «молодого» поколения показывают на сходство латерального профиля. Достоверные изменения, если таковые имеются, затрагивают у женщин чаще всего один показатель, у мужчин – до трех показателей. Однако эти изменения для носителей разных имен могут быть разнонаправлены – как в сторону роста правой асимметрии, так и в сторону роста левой асимметрии (см. табл.1). Например, для носителей имени Екатерина и Ольга, значимые и достоверные изменения зафиксированы по сенсомоторной пробе ведущий палец. Для лиц «молодого» поколения с именем Екатерина в сравнении с лицами «старшего» поколения они зафиксированы в сторону роста левой асимметрии, с именем Ольга правой асимметрии, p≤0.001; 0,05. Аналогичные изменения по сенсомоторной пробе ведущая ладонь отмечены для носителей имен Андрей и Евгений, а именно: у носителей имени Андрей «молодого» поколения в сравнении с лицами «старшего» поколения отмечен сдвиг в сторону правой асимметрии, Евгений – левой асимметрии, p≤0.005.

 

 

Рис.2.Особенности латерального профиля в зависимости от имени. По вертикали показатели четырех сенсомоторных проб: ведущие палец, глаз, рука, ухо, (П-Л)%. Численность носителей мужских имен составила: Александр – 110, Алексей – 82, Владимир – 35, Дмитрий – 76, Иван – 17, Михаил – 43 человека.

 

Рис.3.Особенности латерального профиля в зависимости от имени. По вертикали показатели сенсомоторных проб: ведущие палец, глаз, рука, ладонь, ухо, (П-Л)%. Численность носителей женских имен составила: Алла – 15, Александра – 42, Евгения – 25, Ирина – 97, Мария – 83, Наталья – 138 человек.

 

Речь, язык непрерывно видоизменяются, эволюционируют. Это касается и имени собственного, его формы, моды на имена. Через год, десять и более лет, до 10-25% составляющих образа имени изменяется, что согласуется с феноменом сдвигающего значения – изменением семантики слова [5, 10, 12, 13, 15].

Но изменчивость языка музыки, частотных параметров речи, вокальной гласной «А» синергичны с сезонной и многолетней природной изменчивостью, геокосмическими флуктуациями [4]. Это и имеющиеся факты об изменчивости формы имени, моды на имена, эволюции языка; образа имени, свойств носителей одинаковых имен, принадлежащих к разным поколениям, позволяют говорить об адаптивной функции имени относительно изменяющейся среды обитания.

Очевидно, мода на имена в известном смысле обусловлена неосознанными потребностями общества как сложной самоорганизирующейся системы в конкретных звуковых «облучениях» применительно к текущему и будущему времени, в соответствии с доминирующими звуками природной среды. А именно: из всех имен выбираются, прежде всего, те, носители которых смогут максимально успешно адаптироваться к будущим условиям природной и социальной среды; максимально помогут своей деятельностью грядущему обществу.

 

Таблица 1. Показатели ФАМ женщин с одинаковыми именами, принадлежащих к разным поколениям

Поколение

N

Имя

Палец

Глаз

Рука

Ладонь

∑(П-Л)

Старшее

9

Екатерина

 

77,8

33,3

11,1

77,8

48,7

Молодое

95

-11,6

24,2

1,0

49,5

18,0

 

 

Up

2,89**

---

---

---

1,95*

Старшее

34

Елена

 

5,9

23,5

0,0

70,6

25,0

Молодое

136

-8,8

33,8

2,9

50,0

18,7

 

 

Up

---

---

---

1,36

---

Старшее

38

Ирина

 

0,0

21,0

-15,8

78,9

19,7

Молодое

97

-5,1

38,1

-3,1

73,2

26,1

 

 

Up

---

---

---

---

---

Старшее

25

Наталья

 

16,7

-8,3

8,3

58,3

18,4

Молодое

138

-10,8

26,6

9,3

64,0

25,9

 

 

Up

---

-1,62

---

---

---

Старшее

32

Ольга

-54,8

16,1

-22,6

74,2

3,1

Молодое

142

 

-11,3

28,2

-8,4

52,1

15,6

 

 

Up

2,39**

---

---

1,47

-1,31

Старшее

33

Светлана

 

-15,1

21,2

21,2

63,6

19,1

Молодое

109

-27,9

15,3

-6,3

53,1

10,8

 

 

Up

---

---

1,39

---

---

Старшее

28

Татьяна

 

7,1

21,4

-7,1

57,1

19,0

Молодое

73

-26,0

37,0

6,8

37,0

15,7

 

 

Up

1,51

---

---

---

---

Примечание: N – число испытуемых. Up – критерий достоверности различий по Фишеру. Условные обозначения:

--- – значения Up не значимы; 1,47÷1,62 – p≤0,1; * p≤0,05; ** p≤0,01;*** p≤0,001.

 

Таким образом, имя как многолетний слабый звуковой и вибрационный раздражитель воздействует на мозговые функции головного мозга и, по-видимому, архитектонику мозга, оказывает формирующее влияние на развитие индивидуальности человека.

Но имя само по себе не дает хорошего или плохого человека. Оно лишь форма, а выбор жизненного пути исходит от человека [19]. Несомненно, что, прежде всего генетика, воспитание, социальные и природные условия определяют развитие индивидуальности. Однако и имя, форма именования вносят свою лепту в формирование индивидуальности человека.

 

 

FUNCTIONAL BRAIN ASYMMETRY AND PROPER NAME

O.D.Volchek

Saint Petersburg Institute of Humanities, Russia, E-mail: volchekod@mail.ru

 

Литература

 

1.            Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., Изд-во ЛГУ, 1968. – 338 с.

2.             Виброакустика в медицине: Матер. I Всеросс. научно-практ. конф. – СПб.: Вита Нова, 2000. –160 с.

3.            Волчек О.Д. Геокосмос и человек: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2006. –331 с.

4.            Волчек О.Д. Значение музыки и семантика ее звуков. – СПб.: СПбИГО; «Книжный Дом», 2010, – 164 с.

5.            Волчек О.Д. Звуки, слова, имена. – СПб.: «Книжный Дом», 2011. – 294 с.

6.            Годик Э.Э., Гуляев Ю.В. Физические поля человека и животных // В мире науки.- 1990-№5.-С. 74-83.

7.            Гоклен М. Досье космических влияний / Пер. с фр. Н. Васильковой. – М.: КРОН-ПРСС, 1998. – 352 с.

8.            Дубров А. П. Музыка и растения. - М.: “Знание”, 1990. – 64 с.

9.            Егоров В.В. Низкие частоты в биологии: Проблемная лекция. – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И.Скрябина, 2007. – 55 с.

10.        Журавлев А. П. Звук и смысл. - М.: “Просвещение”, 1991. – 160 с.

11.        Загускин С.Л., Прохоров А.М., Савранский В.В. Способ усиления биосинтеза в нормальных или его угнетения в патологически измененных клетках. //А.С.СССР N1481920"Т" от 22.01.89. Приоритет 14.11.1986.

12.        Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва.- М.: Знак: Яз. славянских культур, 2008. – 229 с.

13.        Кторова А. «Минувшее…» Язык. Слово. Имя. – М.: Минувшее, 2007. – 392 с.

14.        Мухина В. С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. – М. Издательский центр “Академия”, 1997. – 432 с.

15.        Никонов В. А. Имя и общество. - М.: “Наука”, 1974. – 278 с.

16.        Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: “Питер”, 2000. – 528 с.

17.        Романов С. Н. Биологическое действие механических колебаний. - Л.: Наука, Л. О. 1983. - 209 с.

18.        Романов С. Н. Биологическое действие вибрации и звука. Парадоксы и проблемы ХХ века. – Л.: Наука, 1991. – 158 с

19.         Флоренский П. А. Имена. Архив священника Павла Флоренского. - Кострома: “Купина”, 1993. – 320 с.