Адрес этой статьи в интернете: www.biophys.ru/archive/congress2012/proc-p147-d.htm

 

 

О ВЛИЯНИИ ВРАЩАЮЩИХСЯ МАСС НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Э.С.Горшков, В.В.Иванов, М.И.Шкляров1, А.М.Миронов1

 

Санкт-Петербургский Филиал Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН, 199034, Санкт-Петербург, ул. Менделеевская, д. 1, E-mail: sl_iva@mail.ru

1Ленинградский металлический завод, 195009, Санкт-Петербург, ул. Ватутина, д. 3, Лит. А, E-mail: alexey-mironov@rambler.ru

 

 

В соответствии с действующим законодательством работа специалистов Ленинградского Металлического завода (ЛМЗ), связанная с испытаниями как натурных (рабочих) турбоагрегатов, так и их лабораторных моделей, не являются вредной. В то же время негативное действие вращающихся турбин на психоэмоциональное и физиологическое состояние на уровне субъективных ощущений проявляется практически в каждом случае проведения эксперимента.

Подобные факты ставят вопрос о необходимости более детального исследования влияния вращающейся части турбины на состояние организма человека:

а) в случае полностью сбалансированного ротора;

б) в случае разбалансировки ротора с различной степенью интенсивности.

В качестве контролируемых параметров выбраны: длительность “индивидуальной минуты” (ДИМ, в сек) и показатели электропроводимости в 7-ми точках акупунктуры (ТА, в у.е.), регистрируемые у одного “испытуемого”, с дискретностью измерений в 1.5 минуты. Перед началом каждой серии экспериментов осуществлялся набор “фоновых” показателей.

Работа выполнена на территории ЛМЗ в период 18-20.12.2007 г. и состояла из 3-х серий экспериментов, по шесть экспериментов в серии с использованием лабораторного стенда турбины, представляющего собой вал и электродвигатель, установленные на мощный фундамент. На валу расположен соостно макет ротора турбины цилиндрической формы диаметром 35 см, длиной 1м и весом порядка 300-350 кг.

Первые три эксперимента (пробные) выполнены при нахождении испытуемого напротив оси вала на расстоянии 4.5 м от ротора, после чего рабочее место было перенесено ближе к ротору в 2.5 м от оси вала макета. Временной режим работы системы при проведении каждого эксперимента поддерживался, как правило, постоянным. Каждый из трех этапов, набор оборотов, работа на номинальной скорости 3000 об/мин, выбег, составлял ~ 5 мин. Выбег производился как свободный, так и управляемый. В течение всей работы осуществлялся контроль скорости вращения ротора и запись данных в компьютер. На последнем этапе работы был использован виброметр (установленный на защитном корпусе ротора), который позволял на диаграммной ленте получать и использовать в дальнейшем кривые вибрации системы при наборе оборотов и выбеге. Для получения разбалансировки ротора использованы гайки с внутренним диаметром М10, весом около 15 г и грузик весом 40 г, которые последовательно крепились на болты М10, укрепленные диаметрально от оси ротора на расстоянии 10 см на одном из его торцов.

На рис. 1 (а, б, в) представлена динамика длительности “индивидуальной минуты” для каждой серии экспериментов, соответственно. Участки общей кривой, характеризуемые начальный – фоновый и промежуточные интервалы между экспериментами, выделены жирной линией. Тонкой линией – интервалы набора оборотов и выбега. Штриховой – интервалы реализации номинальной скорости 3000 об/ми.

 

 

Рис. 1. Динамика ДИМ: а) в 1-й серии экспериментов: 1-3 – плавный набор оборотов и свободный выбег; 4-6 – управляемый выбег; б) во 2-й серии экспериментов: 1-3 – резкий набор оборотов и свободный выбег; 4-6 – нестабильная (близкая к критической) скорость вращения ротора; в) в 3-й серии экспериментов: 1-3 – работа со сбалансированным ротором; 4-7 – разбалансировка ротора.

 

Анализ уровней вариаций ДИМ показывает, что наибольший подъем показателя характерен для этапов набора оборотов (64-77 с) и выбега (64-75 с): максимумы уровня ДИМ превышают общее для всех этапов среднее фоновое значение (53.5 с) в 1.2-1.5 раза. При этом уровни максимумов ДИМ на этапах набора оборотов и выбега имели разные приоритеты в следующих ситуациях:

- при относительно плавном наборе оборотов и свободном выбеге значения максимумов на этапах выбега, в основном, превышали таковые на этапах набора скорости (рис. 1-а, 1-3 эксперименты);

- при управляемом выбеге (рис. 1-а, 4-6 эксперименты), относительно резком наборе оборотов и свободном выбеге (рис. 1-б, 1-3 эксперименты), и в случае разбалансировки ротора (рис. 1-в, 4-7 эксперименты) значения максимумов на этапах набора оборотов, как правило, превышали таковые на этапах выбега.

Можно заметить, что в случае управляемого выбега на промежуточных интервалах между экспериментами произошло заметное снижение уровня ДИМ до 49-50с относительно среднего фонового значения 53.5 с (рис. 1-а, 4-6 эксперименты).

На интервалах реализации номинальной скорости уровень ДИМ снижался практически до фонового значения (рис. 1 (а, б, в) – 1-3 эксперименты). Однако в случае нестабильной и близкой к критической (по техническим причинам) скорости (рис. 1-б, 4-6 эксперименты) наблюдалось лишь незначительное снижение уровня ДИМ. Аналогичная ситуация наблюдалась и в случае разбалансировки ротора макета турбины (рис. 1-в, 4-7 эксперименты). Бросается в глаза резкое изменение уровней ДИМ (по сравнению с предыдущей ситуацией) при разбалансировке ротора.

Сопоставление динамики показателей электропроводимости с динамикой ДИМ во всех сериях экспериментов показывает наличие высокой значимой обратной корреляционной связи между ними в диапазоне от -0.67 до -0.84. Следует отметить важный аспект в динамике показателей электропроводимости в ТА: их минимумы на этапах набора оборотов и выбега снижаются относительно средних фоновых значений в 2-4 раза, а при разбалансировке ротора – до 8-ми раз. Значения коэффициентов корреляции между показателями электропроводимости и ДИМ на общем (для всех серий экспериментов) фоновом участке не выходили за пределы ±0.2.

Более глубокое исследование 3-й серии экспериментов (рис. 1-в) иллюстрирует рис. 2 (а, б).

 

Рис. 2. Сравнительный анализ динамики средних уровней показателей электропроводимости в ТА (а) и ДИМ (б) для всех ситуаций в 3-й серии экспериментов

 

На рис. 2 приведены результаты сравнительного анализа динамики средних уровней показателей электропроводимости и ДИМ применительно к следующим ситуациям:

- фоновая регистрация данных (кривая 1, рис. 2-а, 1-й столбец, рис. 2-б);

- работа со сбалансированным ротором (1-3 эксперименты, кривая 2 и 2-й столбец);

- работа с разбалансированным ротором – установка одной гайки весом 15 г (4 эксперимент, кривая 3 и 3-й столбец);

- работа с разбалансированным ротором – установка двух гаек общим весом 30 г (5 эксперимент, кривая 4 и 4-й столбец);

- работа с разбалансированным ротором – установка двух гаек и грузика общим весом 70 г (6 и 7 эксперименты, кривые 5, 6 и 5-й, 6-й столбцы).

Нельзя не заметить явную связь между степенью разбалансировки, связанной с последовательным увеличением веса грузиков, и изменением регистрируемых показателей, электропроводимости в ТА – в направлении снижения, ДИМ – в направлении роста.

Использование данных о скорости вращения турбины и ее вибрации позволило провести сопоставление хода изменения данных показателей с динамикой ДИМ (рис. 3 (а, б)).

 

 

Рис. 3. Сопоставление хода ДИМ (1-а, 1-б), скорости вращения ротора (2-а) и его вибрации (2-б).

 

Рис. 3 представляет усредненную по всем экспериментам со сбалансированной турбиной (за исключением 4-6 экспериментов, выполненных 19.12.2007 г. – рис. 1-а) кривую ДИМ (1) и согласованные с нею по времени типовые кривые изменения скорости турбины (2-а) и вибрации (2-б). Видно, что кривая ДИМ (1-а) имеет максимумы (относительно “площадки”, характеризующей номинальную скорость), соответствующие скорости турбины ~ 1800 об/мин (2-а). Причиной появления максимумов ДИМ, как следует из рис. 3-б, является максимальная вибрация турбины (“острый” резонанс) на данной скорости ~ 190 µм (2-б).

Таким образом, факт негативного влияния системы с вращающимся ротором турбины на функциональное состояние человека можно считать установленным. Результаты работы свидетельствуют об изменении исследуемых показателей во время набора скорости и выбега ротора, а при разбалансировке – и на интервале номинальной скорости, в направлении ухудшения состояния организма человека.

 

 

 

ON INFLUENCE OF SPINNING MASSES ONTO HUMAN FUNCTIONAL STATUS

E.S.Gorshkov, V.V.Ivanov, M.I.Shklyarov1, A.M.Mironov1

St. Petersburg Branch of the Institute of Terrestrial Magnetism, Ionosphere and Radio Wave Propagation of The Russian Academy of Sciences, 199034 Saint Petersburg, Mendeleevskaya str., bld. 1 E-mail: sl_iva@mail.ru

 

1 Leningrad Metal Plant, 195009 Saint Petersburg, Vatutina str., bld.1, lit. А, E-mail: alexey-mironov@rambler.ru