Адрес этой статьи в интернете: www.biophys.ru/archive/congress2012/proc-p110.htm

 

 

 

ИЗМЕНЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ОВАРИАЛЬНЫХ ФОЛЛИКУЛОВ У РЫБ К СТЕРОИДНЫМ ГОРМОНАМ IN VITRO ПРИ ДИСТАНТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ

 

Бурлаков А.Б., Бурлакова О.В., Голиченков В.А.

 

Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, Биологический ф-т,

 Россия, г.Москва, Ленинские горы, МГУ. Д.1, корп.12. E-mail: burlakovao@mail.ru

 

Со времени открытия в начале ХХ века А.Г. Гурвичем митогенетического излучения, способного на расстоянии стимулировать митозы, показано существование сверхслабых излучений живых систем на всех уровнях организации, обусловливающих дистантные влияния на процессы их жизнедеятельности. Наличие дистантных взаимодействий убедительно продемонстрировано у бактерий, на одноклеточных (дрожжи), на растительных тканях (семена, почки, листья, древесная кора), на насекомых, на свежесрезанной шерсти животных и на волосах и крови человека, на органных культурах млекопитающих, на рыбах и амфибиях, на грибах и т.д. Однако, подходы к исследованиям механизмов этих явлений из-за сверхнизкого энергетического уровня биоизлучения, вероятно компенсируемого его высокой специфичностью, чрезвычайно затруднены.

В настоящей работе исследовали изменение чувствительности овариальных фолликулов вьюна Misgurnus fossilis к стероидным гормонам in vitro при дистантных взаимодействиях. Инкубацию фрагментов яичника, содержащих 80-100 ооцитов, проводили в кварцевых кюветах в растворе Эрла по стандартным методикам. по гормональной стимуляции созревания ооцитов in vitro под действием стероидных гормонов разных функциональных групп. В одной экспериментальной группе задавали концентрацию стероидного гормона (10 мкг/мл), вызывающей через 18 часов созревание ооцитов вьюна. В другой концентрация гормона была подпороговой (1 мкг/мл), не приводящей в норме за это время к созреванию ооцитов. Затем кюветы разных экспериментальных групп располагали одну над другой и помещали в металлический контейнер в термостат (+18оС). Контролем служили отдельно стоящие кварцевые кюветы с фрагментами яичника в растворе Эрла без гормонов (К1), кварцевые кюветы с фрагментами яичника в растворе Эрла с концентрацией гормона в среде 10 мкг/мл (К2) и кварцевые кюветы с фрагментами яичника в растворе Эрла с подпороговой концентрацией (1 мкг/мл) гормонов в среде (К3). Количественную оценку процесса созревания ооцитов (процент созревания) проводили через 18 ч инкубации после фиксации фрагментов яичника просветляющей жидкостью Серра путем просчета под бинокуляром созревших ооцитов без признаков дегенерации с четко выраженными анимальными полюсами и общего числа нормальных ооцитов с ядром (незрелых ооцитов). Все эксперименты проведены в 15-20 кратной повторности.

У икромечущих рыб разных систематических групп наиболее активными стимуляторами созревания самок и созревания ооци­тов in vitro являются (в порядке убывания) мине­ралкортикоиды прогестины глюкокортикоиды андрогены, а эстро­гены обладают чрезвычайно малой способностью стимулировать созре­вание ооцитов и не способны индуцировать овуляцию. Поэтому созревание ооцитов вьюна стимулировали кортикостероидами (кортексолон - 17α-21-диокси-4прегнен-3,20-дион и кортизол), прогестинами (прогестерон, оксидопрогестерон), андрогенами (тестостерон, метилтестостерон) и эстрогенами (эстрадиол-17β). Показано, что при надпороговой концентрации стероидов происходит созревания ооцитов, а при подпороговой – нет.

При дистантном взаимодействии фрагментов яичника, находящихся в надпороговой и подпороговой концентрациях стероидных гормонов, происходит созревание ооцитов в обеих группах. При дистантном взаимодействии групп фолликулов с разной концентрацией кортексолона в надпороговой концентрации (10 мкг/мл) наблюдали созревание 60-78% ооцитов (в К2 – 75-92%), а в подпороговой – 18-30% (в К3 – 0). В случае кортизола в надпороговой концентрации наблюдали созревание 12-29% ооцитов (в К2 – 30-44%), а в подпороговой - 8-18% (К3-0). При дистантном взаимодействии групп фолликулов с разной концентрацией прогестерона в надпороговой концентрации (10 мкг/мл) наблюдали созревание 40-53% ооцитов (в К2 – 55-70%), а в подпороговой – 15-25% (в К3 – 0). В случае оксидопрогестерона в надпороговой концентрации наблюдали созревание 65-75% ооцитов (в К2 – 70-87%), а в подпороговой - 27-38% (К3-0). При дистантном взаимодействии групп фолликулов с разной концентрацией тестостерона в надпороговой концентрации (10 мкг/мл) наблюдали созревание 2-7% ооцитов (в К2 – 25-40%), а в подпороговой – 0 (в К3 – 0). Аналогичные результаты получены и при действии метилтестостерона. В случае эстрадиол-17β ни в одной из экспериметальных групп при данной постановке эксперимента созревания ооцитов не наблюдали.

Таким образом, дистантные взаимодействия фрагментов яичника in vitro с надпороговой и подпороговой концентрациями стероидных гормонов разных функциональных групп приводят к достоверным изменениям процента созревания ооцитов. Очевидно, активация процессов, приводящих к созреванию ооцитов надпороговой дозой гормона сопровждается усилением биоизлучений, стимулирующим процесс созревания в подпорговой дозе гормона. Степень проявления эффекта зависит от функциональной группы гормона и, по-видимому, от его положения в цепи биосинтеза стероидов в яичнике.

 

ALTERATION OF SENSITIVITY OF FISHE OVARIAN FOLLICLES

TO STEROID HORMONES IN VITRO AT LONG RANGE INTERACTIONS

 

A.B., Burlakov, O.V, Burlakova, V.A Golichenkov.

 

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.